«Пещера «Веревкина», возобновление исследований 2009 г.

После продолжительного перерыва, только через 5 лет, команда вернулась к исследованию «Пещеры им. А. Веревкина»

За это время наша команда провела 5 экспедиций в п. Вятская и  прошла ее до глубины 450 метров, исследовала пещеры Московская и Пантюхинская, участвовала в экспедициях в Китае и в других странах. Было много всего интересного, но пришла пора вернуться в п. им. Веревкина. В этом году в июне в горах оказалось много снега и сюрприз нас ждал уже на заброске, дорога оказалась перекрыта чуть выше конца асфальта.

Дневник Исследователя (К. Зверев)

Абхазия, Массив Арабика, 8 человек, с 06 июня по 19 июня 2009 года, руководитель Константин Зверев.

Участники:

• Сизиков Андрей
  • Яковлев Артур

7 июня.
Началась заброска. Команда в кузове: Петя, Рома, Вован, Артур, Таня, Андрюха, Серега и я (Костян). Харитон подогнал нам крутую машину, собранную из остатков древней техники с шишиговским мотором и двумя приводными мостами. На вид машина не внушала доверия, а времени для проведения незапланированных ТО в начале пути было затрачено больше, чем собственно на езду. В нас даже закрадывались сомнения, что мы заедем на гору. Но коней на переправе не меняют, да и наши абхазские друзья нас ни разу не подводили. Благополучно доехали до конца асфальта. По сведениям местного армянского радио верхняя дорога перекрыта снегом. Мы пошли проверить. Действительно, на поворотах с северной стороны много снега, машина не проедет. Харитон повез нас по нижней лесопильной дороге. Машина, проявив настоящие вездеходные качества, довезла нас до конца дороги. Отсюда полдня ходу до коровьего озера, куда летом завозит машина. Блиц заброска не получилась, придется пару дней таскать мешки. Идем с рюкзаками наверх. Выходим из зоны леса, перед нами в нескольких километрах белоснежная Арабика. Да, снега для июня слишком много. Совершили ритуальный поклон легендарной горе и пошли дальше. Вышли на верхнюю дорогу, по ней дошли до заброшенной лесопилки. Здесь организовали лагерь. Сразу же обратно за трансами, так как времени до заката совсем немного. Мешков у нас слишком много. Тут закралась мысль, что сколько мешков не возьми, все равно идти около 2-х часов. А если делать две ходки, то уйдет часов 6. Распределили все трансы между собой, рюкзаки зашкалили за полтинник. Первые метры шлись неуверенно, сможем ли дойти не скинув по трансу. И еще почему-то в голове крутилась выданная среди ночи Серегой фраза: «Говна тяжелый груз!» Но пеший привод оказался безотказен, и ближе к ночи мы дошли до лагеря.
9 июня.
Утром проснулись в промежуточном лагере. Вчера весь день таскали груз. Почти все трансы оттарабанили на место летнего лагеря, не дотянув до пещеры минут 15. На ночь пришлось встать на подъеме от коровьего озера к пещере. Это где-то еще 1 час ходу. В озере живут тритоны и огромные жабы, их сейчас можно увидеть, пока нет коров. Погода хорошая, дождя нет, светит солнышко. Собираем лагерь и вперед. Чуть впереди телефонная поляна, все достают мобильники, и новости мчаться в Москву. Один Петр решил проигнорировать сеанс связи и, включив турбоскорость, рванул к пещере. Мы только подошли к оставленным вчера трансам, а он уже бегал на верху перевала, размахивая руками. «Наверное пещеру увидел», подумали мы и пошли наверх к пещере. На верху все покрыто снегом, только самый гребень перевала протаял. Здесь мы решили поставить палатки, немного изменив наклон склона под некоторыми из них. А общественную палатку пришлось поставить в сугробе. Это чтобы днем не очень жарко было. Солнце палило нещадно, как раз был полдень, и нас стало плющить от жары и высотки. Сваренный суп и каркаде немного подправили положение, и мы вспомнили, что пора заняться спелеологией. На наше счастье имелась небольшая продушина в снегу, и пещеру откапывать не пришлось. Петр и Серега уже готовы. Взяв 3 транса разного спелеологического снаряжения, они скрылись в сугробе. То есть в пещере, т.к. нужно было еще пролезть дополнительный меандр под снегом. Их задача сделать навеску до начала новой части. Вова и Андрюха ушли за оставшимися мешками. А мы (Артур, Рома, Таня и я) засели в палатку и стали крутить заряды. Предполагалось, что завтра начнем проходческие работы. А потом погода показала нам сценарий, который заготовила еще на несколько дней вперед. Т.е. с утра часов до 3-4 жара, затем дождь, а с заходом солнца холодный ветер. День закончили как водится ужином, двумя рюмками спирта и посиделками в палатке.
10 июня.
Первый по настоящему спелеологический день. Работаем 4-мя двойками. Мы с Артуром вышли первыми в 8:30. Нам нужно сделать навеску в новой части. Вдогонку нам через 3 часа вышли Петя и Рома. Они начали расширение донной щели в новой части. Вернее в одной из веток в новой части, которая нам показалась наиболее перспективной в плане дальнейшего прохождения, т.е. там есть тяга воздуха, развивается она также в нужном направлении. На остальные 3 ветки пока решили не тратить время. Все 4 ветки новой части заканчиваются на глубине 270 – 280 метров. Т.е. можно бегать с поверхности для работы. Еще через некоторое время в пещеру вышли Вова и Серега. Им нужно оптимизировать навеску, а также помочь парням в забое. А Андрюха с Таней отправились исследовать сильно продышанную пещеру под Зонтом (Зонт – это название горы, для тех кто не знает). Пещере дали рабочее название Подзонтичная. (Каткина). В итоге Петя с Ромой сделали 10 бахов: 2 при расширении очень неудобной Т-образной щели на подходе к основному месту работы, а еще 8 бахов в новом штреке. На гору мы затащили 2 перфоратора: 1 бензиновый и 1 аккумуляторный. Решили работать аккумуляторным, чтобы не передознуться СО2 и другим прочим выхлопом от бензина, а аккомы таскать на поверхность и заряжать. Всего 2 аккомы, каждую надо заряжать 1 час. А хватает 1 аккомы на 5 шпуров. Как раз получается за смену 10 шпуров, что в полне нормально. И вес аккумуляторов тоже приемлемый, где-то 1,5 кг.
11 июня.
Сегодня в забой надо идти мне вместе с Таней и Андреем. Два дня подряд ходить тяжеловато, т.к. внизу много узостей и они изрядно выматывают. Но времени у нас мало и расслабляться некогда. Вообще-то мы планировали в забое в две смены поработать, Петя с Ромой должны продолжить после нас. Но Рома вчера отметил спиртом свой героический выход из пещеры (причем после после 4-х летнего перерыва) с распеванием спелеологических песен. Рома сидит скукоженный на камне, так что вторая смена вряд ли сегодня получится. Берем аккомы и идем втроем в пещеру. Спуск занял 1,5 часа. Но мы еще по пути сдублировали промежуточные точки на большом колодце. На месте забоя обнаружили груду камней, это пацаны вчера поработали. Мы с Таней начинаем бахать, Андрюха забивает спит на навеске. Попутно еще водокап из полиэтилена соорудили и чайку попили. Прикинули, что можно лагерь здесь поставить на 4-х человек. Затем втроем продолжили работу в забое. Сделали 10 бахов, на 11 шпуре сдыхает последний аккумулятор. За 2 дня пройдено 4 метра штрека. С нами еще бензиновый перф. Но дышать выхлопом перед подъемом совсем не хочется. Начинаем выходить на поверхность. Подъем занял 2 часа 10 минут, но это без трансов, только с 2-мя аккумуляторами. Рома отошел от вчерашнего злоупотребления и включился в спелеологическую жизнь. Ребята двумя двойками обследовали продышанные входы в долине. Их всего три: 2 под Зонтом и 1 под Крепостью. Летом, когда не будет капежа, можно покапаться в каждом из них, не все так безнадежно.
12 июня.
Ура! Сегодня праздник – день России, но он не для нас. У Ромы с Петей сегодня прощальный аккорд, последний день в забое, а завтра сброска. Ребята ушли в пещеру. А мы вчетвером (Андрей, Артур, Таня и я) отправились обозревать окрестности долины между Зонтом – Крепостью и Арабикой. По пути нам попадались вещи, сдутые сегоднешней ночью. И вообще ветер был такой сильный, что никто не выспался, боясь что будет унесен вместе с палаткой. На одной каменной гряде нам удалось разрыть 2 небольших входа. Вроде даже тяга воздуха ощущается. Решили вернуться вечером с веревкой. После обеда меня сменил Серега и ребята вчетвером разрыли входы поглубже, спустившись метров на 5-6. Отмаркировав входы, решили, что при наличии желания и времени можно будет покапаться в этих воронках. Вечером вернулась штурмовая двойка:Петя и Рома. Рассказали, что штрек «ломаных кувалд» пройден. Название такое дали, потому что сломали 2 из имеющихся кувалд. Сделали 10 бахов аккумуляторным перфом, но выход в колодец был так близок, что еще 4 шпура добили бензиновым перфоратором. Спустились в натечный колодец глубиной около 10 м. Дальше очередной меандр, узковатый, надо расширять. На этом ребята остановились. Завтра будем продолжать работы.
13 июня.
К нам утром пришли гости – туристическая группа, идущая на Арабику. Человек 10. Напоили их чаем, и они ушли покорять заснеженную вершину. Вслед за ними ушли Рома, Петя и Андрей, но не на Арабику, а в Гагры. Для них экспедиция закончена, а мы остались впятером. Всегда как то грустно, когда уходит народ из экспедиции. Пора идти в пещеру. План такой: первыми выходим я и Таня для продолжения работ в забое, вслед за нами Артур и Серега с ПБЛом. Вовчик остается на верху. Спускаемся с Таней к меандру, перед которым остановился Петя. Таня лезет вперед, но говорит, что даже для нее узковато. Начинаем бахать, правая стена пошла хорошо, а на левой вместо «бах» получилось «пух». Заряд ушел по щелям и трещинам. С помощью кувалды, скарпели и запаса терпения расширяем проход. Еще несколько бахов и можно вылазить в колодец. По звуку падающего камня метров 10. Но у нас нет веревки. Возвращаемся на место лагеря, там уже стоит палатка, кипит чай. Это подошли Серега с Артуром. Обедаем, или ужинаем, времени часов 6. Серега вызвался сходить за веревкой к «Диназавру». Он уходит, а мы ждем в палатке его возвращения. Приятно поваляться и потрындеть часок. Серега возвращается ровно через час. Времени около 8-ми часов. Мы с Таней одеваемся и идем смотреть, что же дальше за меандром. Спускаемся в колодец, глубина метров 10. За ним очередной меандр. Таня пытается пролезть, даже видит впереди очередной колодец или уступ. Но все-таки узко. Забой откладываем на завтра, по нашим расчетам надо сделать 5-6 бахов и можно будет пролезть.
14 июня.
Начинается новый подземный день. Варим чай, кофе и макароны с тушенкой. Еще есть сыр и всякие разные ништяки. После завтрака сил у всех прибавилось, можно идти совершать спелеологические подвиги. Хотя места для подвигов в нашей пещере не много. В основном щели и узости разные. Таня с Артуром ушли делать топосъемку от ПБЛа до Динозавра, а мы с Серегой ушли героически проходить меандр, до которого дошли вчера. Скажу сразу, что героического прохождения меандра не получилось, пришлось бахать два дня подряд, т.к. порода оказалась или слишком твердой или просто неподатливой. За что меандр получил свое название «Сверхтвердый». Итак, вчерашними аккумуляторами мы сделали всего 2 шпура, после чего начали сверлить бензиновым перфом. После пяти бахов стало понятно, что меандр нас с наскоку не пропустит. Пришлось расчистить подходы меандра, скинули несколко огромных камней, висевших на чердаке. В 2 часа пошли на обед. В этой экспедиции у нас идеальное построение рабочего дня, практически как в обычной жизни. Ранний подъем часов в 7 – 8, работа несколько часов, перерыв на обед около 2 часов, затем снова рабочий выход, ужин и отбой часов в 11. В итоге получается 8-9 часов чистого рабочего времени. Но если учесть, что ты не уставший, всегда сыт и полон сил, то эффективность получилась высокая. После обеда Серега и Артур ушли наверх, взяв с собой аккумуляторы для зарядки. Мы с Таней продолжили прохождение меандра. Сделали 6 шпуров. Выхлоп от перфа вытягивается медленно, скапливаясь на дне колодца, откуда мы ведем работы. По опыту стало понятно, что пора заканчивать, иначе завтра утром голова будет раскалываться. Пришлось идти в ПБЛ, хотя могли бы еще пару часов поработать. За целый день нам удалось расширить где-то половину меандра.
15 июня.
Мы проспали. Вчера будильник не завели, так как легли раньше обычного. Думали, что встанем по расписанию, но проснулись только в 10 часов. Быстро пьем чай и съедаем вчерашнюю кашу. В 11 мы уже начали делать топосъемку от лагеря до сверхтвердого меандра. Затем приступили к обычному делу – шпурению. Сделали еще 8 бахов, меандр уже стал достаточно широк, остался один крутой поворот перед выходом в колодец. Идем обедать. В лагерь уже пришли Вова с Серегой. Стало веселее. После обеда идем втроем заканчивать с этим несдающимся меандром. Серега решил отдохнуть, а затем прийти к нам на помощь. Теперь у нас есть заряженные аккумуляторы, и мы четырьмя бахами сносим последний поворот в меандре. Можно вешать веревку. С помощью перфоратора быстро делаем навеску. К нам подходит Серега. Спускаемся по небольшому уступу, переходящему далее в колодец. В этом месте к колодцу с противоположной стороны приходит еще один меандр. Он сухой и узковатый. Спускаемся в колодец, который ближе ко дну заметно расширяется в небольшой зал площадью 7 х 5 метров. На дне колодца – завал. Ощущается тяга воздуха. Осматриваемся: в дальней части зала внизу сыпухи просматривается узкая щель, заваленная камнями. Здесь, очевидно, надо искать продолжение пещеры. Все логично, к тому же направление этой щели является продолжением хода,по которому мы пришли сверху. Еще в одном месте недалеко от этой щели завал просматривается под коренную стену. Можно попробовать копать здесь тоже. Двумя двойками начинаем разбирать завал в этих местах. Вова воодушевлен, он считает что по щели продолжение пещеры обязательно отроется. Но у нас нет времени, уже поздний вечер. Становится ясно, что даже за один день мы не отроем проход. Здесь нужно поработать более основательно. Мы с Таней начинаем подниматься наверх, делая топосъемку неотснятой части. Вова с Серегой собирают все барахло и снимают навеску. Глубина этой ветки составила около 320 метров от входа в пещеру. Это самая глубокая ветка в новой части. Пещера не сдается, каждые метры даются с трудом. Но очевидного «затыка» нет ни в одной ветке. Так что будут еще новые экспедиции в эту пещеру.
16 июня.
Сегодня день выемки. Снимаем лагерь, пакуем мешки. Вова и Серега, взяв 3 мешка, ушли наверх. У нас с Таней 2 мешка, мы идем вслед за ребятами, снимая навеску. Танюха в узостях не испытывает никаких проблем и протаскивает все мешки, пока я ковыряюсь с навеской. Веревку бухтуем и оставляем в пещере, ведь нам сюда еще возвращаться, а железо выносим. Через 5 часов мы вылезли наверх. Погода решила нас сразу не расслаблять, поэтому шел дождь. Возле базовой палатки лежали три пары сапог и три автомата Калашникова. Это Артур приютил трех местных охотников от непогоды, поил их чаем и развлекал всяческими историями. Пока мы переодевались и мылись, дождь закончился и охотники ушли вниз, пообещав нам помочь лошадью на сброске за оказанное гостепреимство. Потом мы обедали, за это время погода окончательно наладилась, выглянуло солнце. Последний вечер провели на вершине Крепости, прихватив с собой бутылочку спирта и разной колбасы на закуску. Вид отсюда оболденный, всякие красоты открываются вгляду: Мамзышка, от нее слева чуть вдали Бзыбский хребет, еще левее Главный Кавказский Хребет, далее по кругу Хырка, Арабика, Берчиль и вид на море. При такой красоте бутылка спирта ушла незаметно, и наступил вечер.
17 июня
Надо собирать вещи и сбрасываться вниз. Пакуем 4 транспортных мешка: 2 транса веревки, тушенку, часть непортящихся продуктов. Все это нужно забазировать в пещере до следующей экспедиции. Спускаемся с Таней под входной колодец и подвешиваем мешки на шлямбуре на начале следующего уступа в стороне от воды и возможного камнепада. По дороге назад вытаскиваем огромный мешок с мусором, не понятно откуда взявшийся под входняком. После чего еще обследовали протаявший поблизости входняк, но ничего интересного в нем не обноружили. Быстро обедаем и начинаем собирать рюкзаки. Они уже полные, а вещи не убывают. На пятерых человек груза многовато.Стараемся все распихать по рюкзакам или приторочить сверху, в итоге рюкзаки получились как всегда «подарочные». Пора бы уже в путь дорогу, но заженный в воронке мусор упорно не хотел гореть. Пришлось принимать меры для его скорейшего сожжения. В 4 часа мы наконец вышли.