Исследование пещеры Веревкина (Команда «Перово-Спелео» 2003 год)

Июнь 2003 г.

Нам не терпелось продолжить исследования и мы собрались в экспедицию в июне, как только расстаял снег и дорога была свободна для заброски.

Но заброска началась не сразу, мы два дня ждали в Гаграх, пока будет отремонитрована машина. Тем временем мы накрутили зарядов для проходческих работ и к моменту заброски были укомплектованы пятьюдесятью «конфетками».

Машина приехала до бортов загруженная пиломатериалом, старым шифером, какими-то матрасами – это абхазы хотели построить новый кош в тех краях. Пришлось разместиться в машине поверх всего этого барахла и, кроме того, помочь им разгрузится и перенести груз к месту постройки. Нас было не много, всего 5 человек:

Демидов Павел (Перово-Спелео) Зверев Константин (Перово-Спелео)

Любимов Петр (Перово-Спелео)  Багрий Кирилл (Перово-Спелео)

Истомин Сергей (Перово-Спелео)

На следующий день Петя и Кирилл продолжили исследования. Они спустились в 7 метровый колодец, перед которым остановились мы с Пашей днем раньше, а затем подошли к следующему колодцу 28 м. Интересно, что пещера перед 7-метровым колодцем развернулась на 180 градусов в плане, и 28-метровый колодец оказался точно под 55-метровым колодцем, а тот в свою очередь под входным. Спустившись в этот колодец, ребята обнаружили на его дне крутонаклонный завал. Разборка завала оказалась весьма опасным мероприятием, парни несколько раз спустили друг на друга камни, после чего прекратили попытки. Чуть позже они обнаружили окно в стене метрах в 5 от дна колодца и закачнулись в него. За окном был еще один колодец глубиной 16 метров , на дне среди камней небольшой уступ и далее горизонтальная щель, по дну которой сочилась водичка. На дне уступа было узко, сыро и очень тоскливо, тяга воздуха отсутствовала и быстро скапливался пар. Очевидного продолжение не было, обе альтернативы – раскапывать сыплющийся завал или долбится по щели казались безрадостными.По завершению заброски мы сразу ринулись в бой. Петя с Серегой повесили навеску, а мы с Пашей пошли расширять щель на дне 55-метрового колодца. Пройти щель удалось достаточно быстро. Мы продолжили проходку вниз сразу от того места, где остановились в ноябре. После 3- х бахов можно было уже повесить веревку и спуститься на дно разлома, который продолжался в одном направлении. Здесь было достаточно широко, можно было идти пешком, местами преодолевая небольшие уступы 2-3 метра. Когда-то этот участок пещеры был обводнен, о чем говорили остатки гуровых ванн и натечные образования. Продвинувшись вперед по разлому метров на 50 мы остановились перед небольшим колодцем. На этом решили возвращаться в лагерь, ведь главная цель достигута – щель пройдена, пещера продолжается!

Тем временем мы с Пашей тоже обследовали пещеру. Сначала мы нашли небольшое очко на дне разлома, практически сразу в месте спуска из-под 55-метрового колодца. Несколькими зарядами мы расширили очко, и Паша в него пролез. Вскоре он увидел внизу свет карбидок Пети и Кирилла, таким образом он подошел к колодцу, который они обследовали, но с другой стороны и чуть выше. Чтобы не спустить на ребят камни, Паше пришлось ретироваться. Затем мы с Пашей нашли еще одно очко на дне 7-метрового колодца сразу под веревкой. Расчистив его от камней, мы легко в него пролезли. Узковатый меандрик привел нас к колодцу.

Этот колодец через десять метров от начала навески разделяется на две «штанины», между ними острая перемычка-гребень, промытая когда-то водой и очень похожая на хребет диназавра. Название колодца образовалось само собой – «Динозавр». Метрами десятью ниже перемычки было дно в обеих штанинах, а дальше они развивались по одинаковому сценарию – чередование небольших уступов и узких перелазов между ними. Все последующие дни экспедиции мы потратили на саперные работы в обеих штанинах, пока не закончилось время, порох, заряд в аккумуляторах и терпение. Времяпровождение в забое иногда скрашивалось проведением топосъемки и поиском на поверхности.

В итоге пещера развивалась по трем веткам, пройденными примерно одинаково по глубине: 270-280 метров от входа в пещеру или 130-140 метров от начала новой части. В плане новая часть уходила на юго-запад в сторону моря и долины Жове-Квара, что в целом говорило о хорошей перспективе развития глубокой пещеры. Старая же часть развивалась строго в противоположную сторону на северо-восток, т.е. под массив в сторону Минского трога. Нигде не было однозначного продолжения, но мы все-таки не теряли надежду продвинуться дальше в следующих экспедициях.