Август 2001 и 2002 г.
Усилия в этих двух экспедициях были направлены на прохождение донной узости в пещере имени Александра Веревкина. В 2001 г. работа велась без перфоратора, т.к. в предыдущий раз мы оценили возможность скалывания перьев с помощью скарпели и кувалды, да и перфоратора для таких работ у нас тогда не было. Но после прохождения нескольких метров уткнулись в монолит и без взрывных работ дальнейшее прохождение было не возможно.
В августе 2002 г команда СК Перово под рук Г.Саневича предприняла очередную попытку прохождения узости в пещере Веревкина. На этот раз уже был в наличии перфоратор и велись взрывные работы. Удалось продвинуться на несколько метров, но работы осложнялись продолжительным узким подходом к конечной узости и отсутсвием в нем мест для выноса и складирования породы. Остановились перед очередным поворотом, за которым по словам Гриши Саневича было небольшое расширение.
Ноябрь 2002 г. Найдена новая часть.
Следующая экспедиция команды Перово-Спелео состоялась в ноябре 2002 года. Мы собирались продолжить исследования пещеры Напра, но за неделю до отъезда изменили планы и поехали на Веревкина. И как оказалось не зря, т.к. именно в этой экспедиции было найдено новое направление, положившее начало новой эпохе исследования пещеры. Команда была небольшая:
Демидов Павел (Перово-Спелео) | Зверев Константин (Перово-Спелео) |
Любимов Петр (Перово-Спелео) | Куланин Владимир (Сокольники РУДН, Москва) |
Чередниченко Даниил (Дзержинец, СПб) | Саневич Григорий (Перово-Спелео) |
Чередниченко Филипп (Дзержинец, СПб) | |
Экспедиция началась с тяжелой пешей заброски. В начале ноября в горах Абхазии выпало много снега, и машина не смогла выехать из зоны леса. Нам пришлось 3 дня таскать мешки, тропя рыхлый снег и ночуя в пастушьих кошах.
В конце 3-го дня вся команда «Перово-Спелео», без установки поверхностного лагеря погрузилась в пещеру, разместившись в двух ПБЛ на глубине 430 и 350 м. Основными целями экспедиции были: 1) продолжить работы в донной узости, 2) обследовать пещеру от нижнего ПБЛ до верха, т.к. на карте было обозначено много «знаков вопроса».
Работы в донной узости закончились в первый же день. Снеся несколькими зарядами очередной поворот, мы действительно попали в небольшое расширение, где могли поместиться и разойтись 2 человека. Но дальше была очень узкая щель 10-15 см, которая проглядывалась на 3-4 метра. Дальнейшие работы были признаны бесперспективными, и мы сконцентрировались на поиске новых направлений.
Было совершено восхождение над одним из колодцев на глубине 400 м, но оно не привело к какому-либо продолжению. Дальше было решено двойками медленно подниматься наверх, обследуя каждый метр пещеры, попутно поднимая ненужное уже снаряжение и старый мусор. Лагеря по прежнему оставались на месте, т.к. на поверхности условия для жизни были хуже, чем под землей.
В одном из выходов Петр Любимов в двойке с Данилом Чередниченко на глубине 140 м обнаружили узкий ход, который находился на боковой полке между колодцами. Ход был полностью перекрыт крупным камнем в самом начале, и пролезть в него спелеологам не удалось. По дороге в лагерь Петя рассказал мне и Грише о найденном ходе. Мы как раз двигались наверх продолжать поиски. Петя предложил не тратить время, а попробовать вытащить камень и пройти по ходу дальше. У нас с собой был кой-какой шанцевый инструмент (кувалда и скарпель), с помощью которого мы смогли разбить камень и освободить проход. Дальше продолжался узкий меандр, который нам также удалось немного расширить. В этот момент подошли Павел Демидов и Филипп Чередниченко. Паша рискнул протиснуться в меандр, а мы вслед за ним. Через 20 метров мы подошли к очередной локальной узости, сразу за которой проглядывалось несколько уступов. Паша в нее лезть застремался, но мы расширили ее кувалдой и заверили Пашу, что в любом случае вытащим его обратно. Паша протиснулся через узость и спустился в уступ, затем бросил вниз камень. Через несколько секунд эхо от удара раздалось где-то внизу. Не меньше 50 метров оценили мы глубину колодца и, возбужденные этой новостью, направились в лагерь.
На следующий день Петя и Даня пошли на первопроход. За каскадом уступов был большой вертикальный колодец глубиной 55 метров, его стены были сложены из горизонтальных пластов толщиной около 1 метра. Колодец очаровывал своей красотой, к тому же он был самым глубоким (на тот момент) в пещере. Дно колодца размерами 5 х 8 метров было полностью завалено камнями и очевидного дальнейшего прохода не было. Испытав разочарование, исследователи затем обнаружили в стене вертикальную щель, которая уходила горизонтально, но дна у нее не было. Камень летел куда-то вниз по щели метров на десять и гулко отдавался эхом. К тому же в щели была очень сильная тяга воздуха, которая задувала пламя карбидки (без преувеличения). Значит есть продолжение и эта щель будет рано или поздно побеждена. Даня от избытка чувств решительно полез в нее, но сразу же застрял, и Петру пришлось вытаскивать товарища.
Срок экспедиции подходил к концу, поэтому на следующий день мы поступили следующим образом. Константин Зверев и Гргорий Саневич, вооружившись перфоратором и оставшимися не использованными аккумуляторами, направились расширять щель. Остальные должны были собрать лагеря и выйти на поверхность. В результате Косте и Грише удалось за смену продвинуться на 3 метра по щели вперед, пока не сел последний аккумулятор. Дальше надо было двигаться вниз, причем щель уже не была такой узкой и по-видимому расширялась метра через два, камни летели свободно и приземлялись где-то десятью метрами ниже.
Мы стали выходить наверх, но обнаружили на дне колодца в штанах Жданова палатку, в которой спали ребята. Наверху была сильная метель, и они решили заночевать в пещере. Место для лагеря было мягко сказать неудобным: с одной стороны покатый склон в обрыв, сверху летят камни, а на площадке могут улечься всего 4-5 человек. Поэтому нам пришлось спать друг на дружке по очереди.
Утром наша команда Перово- Спелео в полном составе вышла на поверхность, метель закончилась, светило яркое солнце. Через два дня мы сбросились к лесу, где нас ожидали абхазские друзья с лошадьми, а чуть ниже машина. Экспедиция закончилась, но осталось большое чувство удовлетворенности и планы дальнейших исследований.
Автор статьи: Константин Зверев
Фото: Петр Любимов