14 января 1216 года завершилась экспедиция команды «Ассоциации Московских спелеологов» под руководством Евгения Керченского (Кузьмина) в пещеру «Снежная»
Смотреть Фото заброски к п. Банка
Кавказские пленники, или Новые приключения спелеологов. (автор Якупова Талия)
Сейчас, сидя на мягком диване у теплой батареи, с трудом верится, что все эти события могли с нами происходить не так давно, всего лишь две недели назад.
И так, место событий – пещ. Снежная, январь 2016 года.
В пещере наконец-то собралась вся команда: Кузьмин Е., Воробьев Н., Демидов П., Зверев К., Зверев Р., Паромов А., Сизиков А., Сизикова Н. и Якупова Т. Уже прошли несколько рабочих выходов, метры восхождений и топосъемок, и мы, поставив лагерь в Тронном зале, решили оставшиеся 2 дня изучать зал Космос и восходить в вдп. Манящий.
7 января команда из 8 человек переправилась через озеро Морозова, преодолела полусифон с парой прижимов, прошла Венский зал, гал. МГУ и оказалась в зале Космос. Здесь наши пути расходились: Женя, я и Никита шли восходить в вдп. Маняший, а остальные делились на группы и разбредались по залу в поисках интересных перспективных мест. Время было 16:30, как мы расходились кто куда, и договаривались собираться группами у двух трансов, принесенных экспедицией Яниной, и уходить в лагерь не позднее 21:00. У нас был с собой перекус, JetBoil и 3 курточки. Транс со всем этим добром должна была уносить последняя группа.
И вот мы отправилась на подвиги! На выходе из з. Уральский Арамболь Женя заново взошел водопад, потому что к веревке Рысцова В. было не подобраться. Дальше мы долго искали правильный проход в завале. Наконец-то нашли и вывалились в зал Двух братьев с красивым водопадом. Посмотрели на часы, время было 19:40. Время много, но раз уж мы сюда пришли, то стоит хотя бы начать восхождение и понять его перспективы. Женя обвешивается лесенками, оттяжками, петлями, перфоратором, аккумулятором, всякими железками и начинает свое восхождение. Я стою на страховке. Уходит почти 20 м веревки и как оказалось полтора часа времени. Женя спускается. Оставляем всё восходительское снаряжение, и бежим уже по известному пути к трансам в з. Космос.
Другая группа уже ушла в лагерь, ведь время 22:00. Мы берем транс с перекусом и быстро идем к пляжу, на котором мы снимали гидрокостюмы. А пляжа нет, он весь под водой. Мы понимаем, что вода прибыла уже на 30 см относительно начального уровня, когда мы сюда пришли из лагеря. Дело плохо. Быстро одеваем гидрокостюмы, обговариваем план прохождения полусифона и идем вниз по течению реки. Подходим к полусифону. Никита уходит вперед на разведку, мы ждем. Ожидание – это самые длинные секунды волнения. Не проходит и двух минут, как Никита возвращается с плохой новостью: полусифон закрыт, на задержке пронырнуть незнакомый сифон нереально! Печально возвращаемся к пляжу и замеряем уровень воды. Теперь нам остается только ждать.
8 января. Говорят, что еще никого не закрывало паводком в этой части пещеры, а мы здесь, сидим на камне, любуемся водой, и пьем горячий чай с сухофруктами. Вода прибывает. Непонятно сколько дней нам здесь сидеть. Может 1-2 дня, а может целую неделю или две…
Никита бегает по завалу и обращает наше внимание на бороздки в глине, оставленные когда-то паводком. Они на несколько метров выше того места, где мы устроились на перекус. «Нет, это следы весеннего паводка, сейчас так вода подняться не может» — успокаиваем мы себя, и, поднимаясь повыше на завал, принимаемся строить изофольный домик.
Нам повезло, что у меня и Никиты было по изофолии. А еще Никита сбегал за полупеной и порванной изофолией, которые мы видели по пути из з. Космос.
Весь завал был покрыт толстым слоем глины. Привязаться особо не к чему. Чтобы раздобыть камней, надо их сначала выкопать. Строим низенький домик, пьем горячий чай. Перед тем как лечь спать, снова бежим смотреть воду. Она прибыла на пару метров, и уже приближается к тому камню, на котором мы сидели и перекусывали. Вместо пляжа большое озеро. Ложимся спать на трех полупенах и в сапогах. Нам очень повезло, что с собой мы брали ровно 3 куртки (спасибо Зверевым), и все они остались с нами. Теперь они нас немного греют. Время 3 часа ночи, пытаемся уснуть.
Холод пробирает все тело, ноги в сапогах околевают, места мало, трясет от холода, поспать не получается, домик не годен для жизни. После пары часов таких мучений встаем, пьем горячий чай, и думаем, как жить дальше.
В 8 часов утра Никита и Женя идут в з. Космос обследовать 2 мешка экспедиции Яниной на предмет чего-нибудь теплого и съестного. Я заворачиваюсь в 3 куртки и изофолию и наконец-то перестаю трястись, засыпаю на полчаса. Через 2 часа приходят Никита с Женей и рассказывают, что внизу завала ручеек превратился в реку и Женя траверсировал по стене, чтобы перебраться на другой берег. Никита оставался с этой стороны реки и следил за её уровнем. Пока Женя бегал за мешками, вода прибыла на 5 см, и для переправы обратно пришлось тянуть перила.
И так, был добыт мешок с пропитанием (модулем) и еще одной полупеной (спасибо экспедиции Яниной). Гулять, так гулять! Варим макароны! Правда, нет ложек и соли. Едим при помощи обрывка картонки.
11:00 – решаем строить новый дом! Ведь теперь у нас есть кое-какой инструмент, новая изофолия и веревка для конька.
3 часа и домик 1,5м * 1,5 м и высотой 1м готов. Были задействованы все педальки, карабины, одна верхняя обвязка и все 4 изофолии, включая порванные. Надо спать, ведь бессонные сутки дают о себе знать, голова не соображает, координация нарушена, чувствуется дикая усталость.
Палатка небольшая, ноги не вытянешь, поэтому их периодически сводит. Пробуем спать, но из этого мало что получается.
18:00 – встаем, пьем чай. По залу разносятся шумы водопадов. Когда мы только пришли сюда, было все тихо. Образовывается туман, глина под ногами становится скользкой. Любой неаккуратный шаг и можно проехать пару десятков метров вниз к речке. Никита сходил проверить уровень воды. Вода мутная и уже подбирается к высмотренным раннее бороздкам на глине. Не к добру все это.
Женя придумывает спать в гидрокостюме, иначе мерзнет всё, что не в куртке. По его словам так действительно теплее.
20:30 – ужинаем картофельным пюре без ложек и соли. Кусок картоночки нас по-прежнему спасает. Распаковываем печеньки из модуля. Их фабричная упаковка разрезана и всё это обмотано добрым слоем скотча: куча мусора, печеньки с токсичным привкусом.
21:30 – лежим по диагонали с прямыми ногами, я в гидре, тепло. Болтаем про пещеры, паводки, обтюрацию и утепляшки. Вокруг шумят водопады, продуктов на 5 дней, с водой проблем нет, настроение хорошее, сооружаем ложки из скотча, из дырявых стен нашего домика веет прохладой. Думаем, что хорошо бы построить здесь стационарный лагерь. Уже сутки, как нас закрыло паводком. За «окном» густой туман.
9 января. Ночь. Лежим все в гидрокостюмах, засунув 2 ноги в одну штанину. Вот здорово было бы иметь гермомешок по пояс! Пытаемся уснуть, вроде получается.
3:30 – очередной раз пьем чай со сладостями. Скотч с еды теперь пошел на укрепление домика и заклеивание «окон» в изофольных стенах. Пещерный бриз нам не по нраву. Пытаемся еще раз уснуть.
10:00 – проснулись, а это значит, что мы спали. Это уже хорошо! Никита ушел смотреть уровень воды. Через пару минут пришел и говорит, что затапливало площадку, на которой мы перекусывали, потому что там виден свежий намытый песок. Но теперь вода чуть ниже, значит, она уже начинает уходить. Очень хорошая новость!
Варим макароны без соли, едим скотчевыми ложками, и Женя уходит смотреть уровень воды, чтобы понять тенденцию. Пришел с новостями. Вода продолжает падать, сейчас она уже на 1 метр ниже той площадки, на которой мы перекусывали. Река уже не такая мутная, как накануне вечером. Старые бороздки на глине замыты, выше виден пенный край пикового паводка. Сейчас вода на 3-4 метра ниже этого края. Делаем вывод, что пиковый паводок был сегодня в 5-6 часов утра, вода поднималась на 6-7 метров. Сушим гидрокостюмы, планируем забор снаряжения из з. Двух братьев без разбора домика. Заклеиваем дыры в домике всё тем же скотчем, жизнь налаживается.
14:00 – разговариваем о кораблях, засыпаем. Будет вечер – будут и новости.
15:20 – Женя сбегал посмотреть на уровень воды. Тенденция убывания сохранилась, теперь даже виден камень, на который мы когда-то складывали гидры и снаряжение. Значит, есть шанс, что мы сегодня-завтра будем в лагере. Женя нашел непрозрачного дождевого червя на камне. Он был «не упругий, но целый и немного потрепанный». Видимо его потрепало, пока несло сюда с поверхности. Здесь таких червей много.
Женя и Никита начали собираться в з. Двух Братьев, чтобы забрать снаряжение. Вышли из домика и начали одевать комбинезоны. Как вдруг, по всему залу пронесся страшный гул. Он был похож на звук, который издается при допивании жидкости из стакана через трубочку, только на много громче и дольше. Тут мы поняли, что это открылся полусифон и что его обхода не существует.
15:45 – Женя и Никита взяли перекус и побежали на впд. Манящий.
20:00 – Ребята вернулись с водопада и сразу пошли смотреть на уровень воды. Он упал ниже уровня меток, которые ставил Никита позавчера. Женя рассказал, что они еще повосходили часик на водопаде, прошли около 15 м, размотали всю веревку.
21:00 – кушаем макароны, набираемся сил, сворачиваем домик, одеваемся и спускаемся к пляжу. Туман рассеивается.
23:00 – мы начали переплывать полусифон, ветер в лицо. Плывем спокойно, от камеры к камере, кричим: «Свободно», светим друг другу фонарями, чтобы было видно в каком направлении плыть. Уже подныривая под последним прижимом, Никита услышал голос Натахи, покричал в ответ. Ура! Полусифон пройден, наши друзья пришли за нами! Еще час и мы в лагере!
10 января. Вдоволь спим в теплом лагере, в сухих спальниках. Зверевы и Сизикова Н. утром собирают лагерь и уходят на поверхность через пещеру на Банке, у них 12 января самолет. Мы же валяемся до обеда, нам спешить некуда.
Приключения закончены, можно убирать блокнот подальше, писать нечего.
12 января.
7:30 – Ну вот, опять! Кто же знал, что это не все приключения?
Подлезаю из очередного колодца в узость, кажется пенный завал. Это значит, что еще какой-то час пути и наши 15-тидневные скитания по пещере закончены, мы наконец-то будем на поверхности, закажем баню, поселимся в теплой гостинице и будем есть горячие хачапури. Но, не тут то было!
Догоняю Женю, он спрашивает, где Паша. Слышится тревога в его голосе. Говорю, что Паша рядом, пропускаю его вперед себя, еле расходимся в узкой щели, Паша подходит к Жене без мешка. Слышу, Женя рассказывает, что пенный завал пошел, нас завалило глыбами, выйти нереально. Протискиваются по очереди меж глыб, осматривают ситуацию. Размышляют, как свалить сверху глыбы и при этом намертво не заклинить их в узком проходе.
Я стою в узкой щели, слушаю все это и потихонечку околеваю. Весь изотермик насквозь мокрый, в сапогах хлюпает вода. До этого момента всё это было не важно, ведь скоро бы мы вышли из пещеры и переоделись во все сухое. А сейчас ситуация была следующая. В узком завале поперек стоял камень весом примерно 50-60 кг, обмотанный веревкой и подпертый скарпелем. Значит, завал сошел перед прохождением предыдущей группы. И пока непонятно, вышла та группа на поверхность или отсиживается в лагере-200. Этот камень облезть еще можно, но дальше весь узкий проход перекрывает большая висящая подвижная глыба, которую никак облезть нельзя. Женя с Пашей решают скинуть обмотанный веревкой камень, и, после 10 минут мучений, это у них получается. Камень улетает далеко вниз и не заклинивается в узком лазе.
Копать завал снизу – сомнительное удовольствие. На первый взгляд следующая глыба на много больше и опаснее. Если её и удастся сдвинуть с места, столкнуть вниз, то велика вероятность закрыть ею весь ход снизу, а еще хуже получить травму.
Решаем спускаться в лагерь-200 и ждать помощи сверху. Копать завал снизу без специальных инструментов – это что-то из раздела фантастики. Вспоминаем, что на 250 м мы видели 6-8 трансов экспедиции Шувалова. Значит, они уже начали заброску снаряжения в пещеру, соответственно уже знают о критической ситуации в завале. Либо они сами это все видели, либо им рассказала наша группа, которая ушла раньше. Так же они знают, что сегодня мы должны подниматься на поверхность. Значит сегодня днем команда с поверхности придет, и будет пытаться раскапывать завал.
8:40 – пришли в лагерь-200. Тут никого нет, это радует. Было бы очень печально прийти в лагерь и понять, что здесь находятся все группы и никому не удалось выйти и некого ждать сверху на помощь. Ни газа, ни еды у нас с собой нет, зато в лагере вокруг палатки мы нашли баллон с газом, немного гречки и сухарей. Мы все промокшие, замерзшие. В палатке, стоящей на завале на ручье невозможно согреться. По полу дует холодный ветер.
9:30 – пьем чай и ложимся спать в надежде на то, что хоть чуть-чуть удастся согреться. Будет день – будут новости.
14:30 – просыпаемся в луже и мокрых спальниках. Саша пишет записку для группы, которая придет сверху к завалу о том, что у нас нет еды, и мы очень хотим на поверхность.
15:10 – Никита уходит с запиской на завал. Мы пока размышляем о том, что может быть полезного в трансах экспедиции Шувалова, сколько дней нам понадобится, чтобы выйти через пещ. Снежную, как можно восходить колодцы, где снята навеска, какая обстановка с лавинами на поверхности, не задубеем ли мы, если в пещерных вещах будем сбрасываться до Банки. В общем, всякие дурные мысли лезут к нам в головы.
16:20 – приходит Никита, говорит, что на завале никого не было и похоже не будет. Придется надеяться только на свои собственные силы. Никита рвется в бой, ведь у него завтра рано утром самолет.
16:40 – кушаем гречку, и Паша с Никитой берут стропы, железки и отправляются на завал ворочать камни. Мы пытаемся уснуть, ведь непонятно, что нас ждет впереди. Пока мало еды и выхода нет.
18:32 – пришел Паша с разбитым носом и сказал, что завал разобран, но до сих пор опасен. Они смогли скинуть эту нависающую глыбу только со второго раза, и теперь она лежит, но до сих пор живая и её надо очень аккуратно обползать. Никита ушел с мешком наверх. Мы очень обрадовались и начали быстро собирать лагерь.
19:20 – лагерь уже был собран, оставлена записка Дегтяреву об опасности завала и мы бодро побежали наверх.
20:00 – завал был удачно пройден всеми участниками экспедиции, еще час и мы на поверхности!
21:00 – свежий воздух, белый снег, команда Шувалова, костер, теплая палатка – мы на поверхности! Ура!
Спасибо огромное Рымановой Дине, Шаламянскому Михаилу и Матреничеву Славе за теплую палатку, горячий чай, сытную халву в шоколаде, питательные сухари, забавную сухую компотную смесь, сухие резиновые сапоги и ботинки, и конечно, за прекрасную компанию!
А мы побежали вниз к Гураму! Наша экспедиция окончена!
Желаю всем не оказываться закрытыми за сифонами и за завалами! Плодотворных и безопасных экспедиций!
20.01.2016 Якупова Т.И.
P.S Фотографии взяты с сайта http://www.marshruty.ru/ (автор: Ляховец Сергей)