Пещера Верёвкина, «Меандр Горного Эха» (август 2010 г.)

Июль – август 2010 г.

Я и Петя собираем очередную экспедицию. Основательно готовимся к раскопке завала: берем ведро, большую фомку, кувалды и скарпели. На этот раз у нас такой же перфоратор Panasonic, но уже с 4 штатными аккумуляторами, надо будет реже выходить на поверхность для перезарядки. Состав экспедиции:

• Заварзин Владимир
  • Зверев Константин
  • Зверева Анна
  • Любимов Петр
  • Родионов Виталий
  • Стрельников Олег
  • Харитонов Михаил
  • Леха Рыжий

Не смотря на состав, большая часть – это группа поддержки. Но все равно, их помощь необходима, да и как-то веселее. Заброска прошла легко и быстро: машина довезла до озера, потом знакомые пастухи помогли с лошадьми и мы зашли в одну ходку.

С поверхности до места работ ходить тяжело – выматывают многочисленные узости, поэтому вчетвером загружаемся в ПБЛ: я, Петя, Аня и Стрел. Следующим утром начинаем рыть завал двойками, держа ориентир по узкой щели, которая по сути является верхней частью меандра, расширяющегося ниже до 40-60 см. Первые метры подаются легко, в основном приходится выгребать щебень. За первый день прокопали метра 3 двумя двойками.

На второй день продолжили раскопки опять в две смены. Если в первый день ход был наклонным и полностью засыпан щебнем, то сейчас он круто повернул направо и стал горизонтальным. Камни уже стали более крупными, иногда их приходилось взрывать, чтобы убрать с прохода. К концу второго дня прокоп составил 5 метров, дальше ход проглядывался сквозь крупные камни на несколько метров вперед.

На третий день Аня и Стрел решили отдохнуть, а мы с Петей продолжили работу. Взрывая камни и местами стены меандра, мы к обеду закончили прокоп, его длина составила 10 метров. Ура! Путь свободен. Из прокопа мы вывалились на небольшую полочку, а затем уступ 4 метра. Под ним небольшой зальчик 6 х 4 метра в периметре. Продолжения нигде не видно. Как же так? После стольких усилий – затык, не может быть!!! Такой расклад событий возмутил нас с Петей до глубины души. Мы стали искать проход. В одном месте был вывал камней сверху зала и вроде подобие какого-то хода, ведущего наверх. Но разбирать камни снизу вверх – самоубийство. Стали искать другие варианты. Во второй части зала пол был натечный, при ударе молотка он гулко звенел. В одном месте между полом и стеной было небольшое пространство, в которое мне удалось засунуть голову. Я увидел, что натечная кора пола не плотно ложится на камни снизу и в некоторых местах имеются просветы. Я сказал Пете, в каких направлениях есть просветы, а он сделал соответствующие заметки. Потом мы стали простукивать молотком нижние части стен. В одном месте звук был особенно глухой и в стене было несколько крупных трещин, а на полу была Петина заметка. Ну что ж, это наш шанс. Засовываем фомку в трещину в стене, прикладываем усилие и видим, что кусок стены шатается. Наваливаемся со всей мочи, скала подается и отваливается кусок размером с большой чемодан. На стыке стены и пола образовалась щель 20-30 см, а за ней не монолит, а камни. Несколькими зарядами расширили щель, чтобы можно было за ней работать. Щель шла наклонно под свод зала и была завалена камнями в перемешку с глиной. Можно копать дальше, решили мы, после чего вернулись в ПБЛ.

Аня и Олег накормили нас обедом, и мы все вышли вечером на поверхность, захватив с собой аккумуляторы для зарядки. Рассказали остальным, что халявы не будет и надо рыть дальше. На следующий день мы с Петей передохнули, погрелись на солнышке, а вечером спустились обратно в ПБЛ, на сей раз вдвоем. Утром следующего дня мы вернулись в наш зальчик и продолжили раскопку. Рыть надо было вниз головой, это сильно утомляло, к тому же у нас не было полной уверенности, что мы в итоге куда-нибудь дороемся. Прокопав таким образом чуть больше метра, мы натолкунулись на большой камень, заклиненный между стен. Взорвав его, мы освободили проход, который дальше был практически свободен. Этот большой камень преграждал осыпание камней сверху. Появилась тяга воздуха, которая вдохнула в нас уверенность и надежду. Скинув оставшиеся камни вниз, мы пролезли в образовавшийся лаз длиной 2 метра, а затем спустились по уступу 4 метра вниз. На дне уступа был горизонтальный ход – старая переточная труба овального сечения. По ней можно было бы пролезть, но по краям были натечные наплывы, от некогда стоявшей здесь воды. Я залез в трубу и с помощью скарпели и кувалды сбил наплывы, затем мы их вытащили и освободили проход. По трубе надо было пролезть 3-4 метра, но в конце была лужа. Завтра подстелим пенку, чтобы зря не мочиться – решили мы и стали возвращаться в ПБЛ, был уже вечер.

На следующий день я пролез в трубу, выход из нее был очень узкий и неудобный. Я взорвал его, чтобы Петя спокойно мог пролезть. За трубой было небольшое расширение, где можно было расположиться и разобрать все снаряжение и инструменты. Далее начинался меандр, в нем сильно дуло и было очень громкое эхо. Видимо дальше есть какой-то значительный объем, а меандр был так и назван «меандр Горного эха». Средняя ширина меандра 30-40 см, через несколько метров крутой поворот направо. Если до поворота еще можно было доползти, то дальше без вариантов, надо расширять. Ну что друг перфоратор, опять настал твой черед! Весь день ушел на работу в меандре. Нам удалось продвинуться по нему метров 8-10 и подойти вплотную к выходу в колодец. Уже можно было заглянуть в него, просунуть руку или ногу, но было узко, чтобы пролезть. Колодец был глубиной около 10 метров и эхо в нем было еще сильнее. Надо сделать 2-3 баха, но мы использовали все аккумуляторы, сделав в меандре около 20 шпуров. Конечно обидно, но ничего не поделаешь, мы вернулись в ПБЛ.

В ПБЛ нас ждал Вован, он пришел помочь сделать выемку. Мы сказали, что кому-то надо срочно подняться в лагерь и зарядить аккумуляторы. Но в поверхностном лагере назревал бунт, и Вован выступал парламентерем с той стороны. Он принес письмо-послание сверху. На верху стояла жара, снег в воронках расстаял и запас воды оставался только в снеготаялке и подходил к концу. (В этом году было как раз аномально жаркое лето, пожары бушевали по всей России, а дождей не было в течение 3-х месяцев). Народ покорил все ближайшие вершины, включая Арабику, и не знал, чем еще заняться. Короче, требовал нашего скорейшего выхода из пещеры и сброски к морю. Что ж, против мнения большинства не попрешь и на следующий день мы вышли из пещеры, а через день сбросились к морю.

На этом экспедиция закончилась. Мы добавили всего 10 метров к глубине пещеры, но прошли, пожалуй, самый сложный ее участок и могли с полной уверенностью сказать, что в пещере есть продолжение.

PS:

Осенью 2010 г. к нам обратился Гриша Саневич с просьбой дать возможность поработать в пещере молодой команде СК Перово, т.к. этот объект вполне подходит им по уровню подготовки.

В 2011-2015 гг эта команда провела 3 экспедиции в Веревкина, исследовала 3 новых ветки за меандром «Горного эха». В августе 2015 г. в одной из веток ребятам удалось выйти в новую широкую часть, Иван Каменев остановился перед 40- метровым колодцем. Глубина пещеры в этом месте составляет 370 м.

Дальше пещера, как говорится, «повалила». В 2016 г. состоялось 3 экспедиции в п. Веревкина. В июне наша команда дошла до глубины 650 м, при этом был пройден колодец глубиной 150 м. В июле – августе состоялась совместная экспедиция «Перово-Спелео»  и СК «Перово». В ее ходе было ликвидировано большинство узостей на участке 210-370 метров, заменена навеска, пещера была пройдена до глубины 1010 м. После октябрьской экспедиции «Перово-Спелео» с участием спелеологов СК «Перово» глубина пещеры увеличилась до 1350 м. Что будет дальше, узнаем в следующем году.

К.Зверев, команда «Перово-Спелео»,  ноябрь 2016 г.