Пещера «Хабю» (Кирилл Багрий фотоотчет, август 2012)

Вернувшись из поездки в пещеру Хабю в Августе 2012 года. Багрий Кирилл обработал множество новых фотографий, и готов поделиться своими впечатлениями об этой легендарной пещере

Экспедиция в пещеру Хабю, август 2012 года. Количество участников 9 человек.

Состав:

1. Новиков Иван — руководитель

2. Багрий Кирилл

3. Середин Сергей (Близнец)

4. Ружьёв Сергей

5. Кем Дмитрий (Митя)

6. Прудлик Сергей (Твердолик)

7. Шафеева Алина

8. Есин Макс

9. Трифонов Артём

Прибегаю на Курский вокзал, по дороге встречаю Близнеца с огромным рюкзаком. Какой путь? –седьмой, вперёд. Собираемся у вагона, народ потягивается. За 20 минут до отхода все на месте. Где Митя? Митю кто-нибудь видел? Вроде да! Хорошо. Пьём пиво, прощаемся с провожающими, вещи загружены, телефоны отключены — впереди 14дней экспедиции в пещеру Хабю.

Руководитель (Иван) в последний момент перед поездкой решает ехать на машине и забирает всё общественное барахло, поэтому в поезде только личныевещи, и это не может не радовать. Вагон новый с биотуалетом, можно ходить на станциях в туалет, правда к вечеру он уже засорился и закрыт, ходим по другим вагонам. Ехать больше суток, зато билеты до Гудауты (Абхазия), где нас будет ждать машина. Второй день ехать тяжелее первого, но не менее весело. Весь вагон отдыхающих отправившихся на Черноморское побережье, многие культурно отдыхают (коньяк, водка).

Звонок от руководителя, новое ЦУ, выходить в Гаграх, нас там встретит машина и Рафик, Ок. Утро 4-го августа, мы в Гаграх, выгружаемся, встречаем Рафика на вокзале города Гагры, грузимся в буханку, плотненько. Заехали позавтракать и летим на старой буханке в одноимённое село Хабю, там мы оставим вторую машину, на которой приехали Ванька с Артёмом и привезли все общественные вещи. По стечению обстоятельств в буханку все не влезли, много вещей и людей, ну да ничего.

Я, Ружьёв, и Митя решаем идти пешком, идти не далеко 12 км, тем более,без вещей. Народ перекладывает вещи из легковушки в буханку и трамбуется, а мы шагаем по горной дороге к долгожданной пещере. Тепло, светит ласковое солнце, идётся хорошо, нас обгоняет наша буханка, мы ей машем в след. Через 100 метров вижу на дороге, лежат чьи-то ласты и маска. УПС. Звоним, благо связь ещё есть, тем,кто в буханке и сообщаем об утере, с просьбой приять соответствующие меры. Проходим ещё 500 метров, лежат два компенсатора. Снова звоним. Оказывается, у буханочки, при подъёме в горку задняя дверь открывается и что-то иногда выпадает. К нам направляется в помощь Алина и Сергей, собиратьвыпавшие вещи по дороге. Когда мы их встретили, они уже целый рюкзак таких вещей набрали.

Идём впятером, все что-то несут, собирая по дороге яблочки, малинку и алычу. На встречу едет наша машинка, уже пустая, всех выгрузила или всё растеряла. Нам ещё идти километров пять, но нас подбросить отказалась, сославшись на недостаток горючего. Что же делать, идём дальше. У дороги свалено наше добро, что доехало и сидят Ванька, Артём и Близнец. Где пещера? Где-то там. До вечера все дружно бегаем по колючкам и по берегу реки, ищем вход. Ни я, ни Ружьёв место не признали, хотя были здесь в 2002 году. Начало темнеть, вход не обнаружен, зато определились с примерным местонахождением пещеры. С утра проверим, и будем таскать свой скарб. Утром, пещера найдена, носим вещи. По дороге, все по очереди попадают в осинник, всех кусают осы, обустраиваем лагерь, устанавливая три палатки, купаемся в речке, залечиваем укусы тем, кого сильно покусали.

Желающие сходили поглазеть на входной сифон, а сильно желающиесходили ко второму сифону, коего на месте не оказалось, высох. Ужин и с утра в пещеру.

Утро сборы все болеют после ос и от простуды, день – сборы продолжаются, к вечеру в пещеру отправляемся я, Ружьёв, Ваня и Алина. Тащим ПБЛ и всё такое. Всего такого 12 трансов. Задача  — отснять спелеокалендарь на 2013 год исделать новую топосьёмку пещеры. Работы много.

Выйти я должен из пещеры дней так через пять-семь, как получится, день отдыха на поверхности и снова в ПБЛ. Какой день в пещере не помню, накануне нашли третий вид пещерных эндемиков, конца и краю работы не видно.

Сегодня потеряли на фотовыходе Митю. Полез посмотреть узость и пропал. Искали с Алиной два часа, нашли вузости кричащего:«Кирилл, Кирилл!».

Спасли. На обратном пути Митя залил сапоги. С ним это нормально, накануне ходил в туалет, сел фонарик, возвращался на часах с подсветкой, упал в лужу. Теперь всегда ходит в туалет с двумя фонарями.

Утро (последний день) в ПБЛе, нас трое. Ваньку поднял мочевой пузырь, и он бегает по ПБЛу, гремит мисками, видимо, доедает ужин. Теперь заснуть не даст, встаём с Митей завтракать. Поели, пьём кофе. Что-то вода стала сильно шуметь, пойдем, посмотрим. Дошли до ручья, воды прибавилось, сильно.

Пакуем срочно чемоданы. Прибегает Ванька, ходил ко второму сифону, воды по пояс, поднимается. Срочно уходим. Мите трансы в руки и отправляем за второй сифон, ждать нас там.

Собираем остатки ПБЛа. Второй сифон проплывали на спине, дыша под потолком, всё вынесли. Первый сифон, без особых изменений, передаем вещи. Красиво смотрится выход изнутри от первого сифона. Прошу ребят постоять, хочу их снять, уже ни куда не торопимся.

После третьего дубля всё запотело, все вертятся и светят в объектив, пакую фотоаппарат. Митя кричит: «Кирилл, Кирилл!» и бултыхается в речке. Нет, снимать не буду, я уже почти всё запаковал. Как позже выяснилось, он разгидровался у входа в первый сифон, взял вещи и понёс к выходу.

По дороге провалился в озеро, гидра затекла и он начал тонуть и кричать «Кирилл, Кирилл!». Вещи бросить было жалко, поэтому тонул терпеливо и с вещами. Спасся сам, потеряв сапоги, ласты, маску и перчатки, перчатки он поймал скриком:- Чьи это перчатки плывут? — оказались его. Теперь грустит.

Река Аапста, что течёт у пещеры Хабю, сильно разлилась из-за дождя накануне. Мы с Ванькой пошли натягивать верёвку для переправы, оставив Митю грустить об утраченных вещах. По дороге к нам он чуть снова не утонул нахлебавшись воды, но уже в Аапсте, но вовремя заметил нас с верёвкой и решил самостоятельно не переплывать бурную реку. Натягивали долго.

Новый день. Все мои вещи, лежавшие в Ваниной палатке, сгнили, так как в неё набралась вода, пока нас не было. Солнечно, я остался один и  разложил сушить стираные вещи, уснул, завтра сброска в Гудауту и поезд в Москву. Ванька убежал с утра встречается со своими друзьями, Митя пошел искать ласты, сапоги и маску. Алина с Серёгой пошли смотреть на уровень воды во втором сифоне.

Близнец с Максом уже несколько дней как на море, решили сброситься раньше. Ружьёв в Туапсе с семьёй. Пришли Алина, Сергей и Митя. Митя утопил грузовой пояс и вечером пойдёт его искать, зато нашел маску, очень рад. Второй сифон закрыт. Вечером сходил с Митей к пещере, спас его уплывший тапочек. Митя нашел грузовой пояс. Ванька вернулся в одиннадцать вечера немного нетрезвый и ободранный, потерял фонарик. Принёс недопитые остатки вина, хлеб и крошки печенья. Утро сброска. Подъём в 5 утра, машина будет в 9. Пакуем сначала личное, потом общественное. Кто упаковался, таскает вещи наверх. Собираю общественное снаряжение, мусор и ненужное сжигаю, выдаю собранные трансы. Митя потерял майку, ходит, грустит, в другой его майке мыши свили гнездо и прогрызли дырку. Дело движется. В половине десятого все сидят в машине, и мы трогаемся в Гудауту. Строим планы и мечтаем вернуться на следующий год. Впереди нас ждёт море, кафе и поезд в Москву.