Пещера им. Веревкина: Остался километр до моря. 1

Километр до моря.

С 22 октября по 1 ноября 2016 года состоялась совместная экспедиция команды Перово-спелео и СК Перово в п.Верёвкина, район Треугольник, массив Арабика, Гагринский хребет. Основной результат: пещера пройдена до глубины 1350 метров.

Уже третья в этом году экспедиция в Верёвкина не принесла разочарований. Остановившись перед завалом в меандре в августе, мы видели его локальный характер, да и мощность разлома, по которому проходит на данном этапе пещера, позволяла надеяться на её продолжение.

Сделанная в августе с квадрокоптера аэрофотосъёмка местности показала совпадение очертаний плана пещеры с характерной складкой рельефа долины между горой Крепость и плотиной (характерным повышением рельефа, перпендикулярным падению долины). Складка далее по ходу пещеры поворачивала на юг…

22 октября рано утром команда из 7 человек выехала на двух внедорожниках из Цандрипша. К середине дня, сделав по две ходки с грузом, мы уже разбили лагерь возле пещеры. Для питья пришлось собирать клочки снега, кое-где оставшегося в воронках от снегопада недельной давности.

На следующее утро, свернув поверхностный лагерь, двумя группами с отрывом в 3 часа, чтобы гарантированно не подвергнуть товарищей опасности камнепада в 155 метровом колодце Бабатунде, мы спустились в лагерь 600. С собой у нас было 450 метров верёвки и более 200 точек крепления.

24 октября начали работы. Одна двойка пошла на ремонт и оптимизацию навески. Другая – на обвешивание опасного камнепадного участка Чемоданный склад. В августе здесь камнем перебило верёвку до сердечника, так что стоило потратить время на обход висящих друг на друге каменных чемоданов. А трое оставшихся с небольшим отставанием от других групп вышли на топосъёмку. Закончив с навеской в Чемоданном складе, передовая двойка спустилась к завалу, не пройденному в августе, и вскоре, разобрав в нём проход, попала в меандр. Первопроход начался.

С августа одной из насущных потребностей для продолжения работ стала организация нового подземного лагеря. Возвращаться больше 400 метров по высоте, отработав смену на первопрохождении, представлялось е самым приятным времяпровождением. Так что лагерь был нужен, но, как на зло, все более-менее пригодные площадки либо лихо простреливались камнями с предыдущих колодцев, либо заливались душем из притоков. В начавшемся после завала меандре наконец-то нашлось подходящее местечко. Немного сыровато, не очень много камня для добротного выравнивания площадки, прохладно от гуляющего по ходу ветра, но зато прямо возле места работ.

Характер пещеры в очередной раз сменился. Появилось больше воды. Большие промытые уступы и переходы между ними. Наклонные галереи с бегущей по дну водой. Навесив ещё один колодец ниже предполагаемого ПБЛ, двойка вернулась на 600.

Женя Кузьмин в нижней трети пройденного в августе 80м колодца узрел на дальней стенке приходящую галерею с висящим озером. Включаешь дальний свет и любуешься величественной работой природы. Надо бы залезть туда в одной из следующихэкспедиций.

Весь следующий день впятером (двое остались на днёвку в 600)

мы несли вниз и ставили лагерь на 1020. Площадка получилась не очень ровная, на один край палатки немного покапывало, ну да ладно. Ввечеру Женя Кузьмин с Натальей Фёдоровой пошли на небольшой исследовательский выход. Повесили несколько уступов.

На следующий день, 26го уже Женя Рыбка всё с той же Натальей провесили с утра пару новых уступов и пошли наверх, в лагерь 600 на днёвку с задачей принести из лагеря 400 полиэтилен и пенки для улучшения лагеря. Мы же с Керченским и Талиёй пошли продолжать путь вниз. Колотили в два перфоратора и вскоре у нас закончились анкера. Основной запас должны были принести вечером идущие с 600 Лёша Барашков и Максим Султанов, представители СК Перово. Спустившись последний провешенный уступ, мы попали в достаточно протяжённый, но достаточно широкий и промытый меандр. Некоторые участки его украшали праздничные слои розового глинистого сланца. Дойдя до очередного уступа, покидали в него камни и пошли в лагерь. Ребята уже пришли, принесли нам ещё анкеров, ушей и рапидов. Верёвки оставалось около 250 метров, два мешка. Решили, что я завтра пойду вешать, Женя с Талиёй топосъёмить, а парни будут подтаскивать мне мешки и делать свою, альтернативную топосъёмку.

Маленькое отступление по топосъёмке. Дело в том, что в СК Перово ребята производят съёмку при помощи лазерного дальномера со встроенным компасом и датчиком угла наклона, а мы в команде Перово-спелео раздельными приборами. Соответственно, подумав, что, использовав оба метода, мы проконтролируем результаты, а, следовательно, и избежим промахов, мы делали две независимые топосъёмки.

Итак, 27го с утра мы пошли вниз, запасшись двумя мешками верёвки, гроздьями рапидов и двумя перфораторами. По результатам предыдущих работ я чувствовал, что пещера поднапружинилась в своём горизонтальном продвижении и уже готова обрадовать нас хорошими вертикалями. Практически так и получилось. После пройденного накануне меандра пошёл каскад колодцев. Воды ещё немного прибавилось. Основные усилия тратились на уход от водотока, чтоб не брызгало. Но, похоже, в хороший паводок и это не поможет. В очередном колодце дно целиком было залито водой. Хорошо, что чуть сбоку осталась полочка в паре метров над водой, на которую получилось привести навеску.

Постепенно заканчивалась верёвка. Ещё накануне мы договорились, что если удастся, то постараюсь развесить всё что есть за один выход. Собственно, так оно и получилось. Увлечённый работой, я даже и не очень следил за временем. Макс периодически спускал мне то анкеры, то верёвку, а я всё развешивал её, спускаясь всё глубже. Почувствовал, что заработался я, когда у меня начал подсаживаться свет на каске и аккумулятор на перфораторе. Я покричал, чтобы мне принесли другой перфоратор. Верёвка в последнем мешке тоже закончилась. Осталось два куска старой, снятой и заменённой где-то выше. Один кусок поменьше, метров 20, и другой – метров около 30ти. Колодец внушал. Метров 90 глубиной. Дальняя, сухая его стена уходила наклонно вперёд, а несколько ступеней, по которым скатывалась вода, разбивали её на мелкие брызги, отлетающие довольно далеко. Приходилось уходить откачками как можно дальше от воды. Дело осложнялось тем, что стенка там вся в ломких каменных перьях, забивать что-то в них бесполезно, и приходилось долго искать место, где можно закрепиться. Нижнюю точку пришлось бить руками: не хотелось ждать, пока парни сходят за перфоратором. Стена в этом месте сложена известняковой брекчией с включениями каких-то тёмных булыжников, частью окатанных, частью угловатых. В забитый спит пришлось вкрутить шпильку от анкера с гайкой, так как ушей с болтиками у меня с собой не было. Привязав 20 метров старой верёвки, я спустился на дно колодца.

Буквально через 10 метров начиналось падение меандра в следующий колодец. Чтобы не мёрзнуть в ожидании инструмента, забил ещё два спита, закрутил на шпильки, тут Макс принёс перфоратор, я привязал оставшиеся 30 метров верёвки и ушёл в колодец. Верёвки до дна мне не хватило метров 10. Повисел под душем водопада, поразглядывал дно колодца, в котором чернела дыра следующего уступа. Вымок насквозь, и начал подниматься. Лёша с Максом доделали топосъёмку. Глубина составила 1354метра.

На следующий день мы вышли в лагерь 600, а 29го вечером и на поверхность. Земля встретила нас хрустким, но неглубоким пока снежком. За ночь нападало ещё немного, а когда мы начали сбрасываться в сторону дороги, разыгралась настоящая метель. Местами на ветер можно было лечь вместе с рюкзаком, а снежная крупа с лёгкостью сбривала недельную щетину со щёк.

Заночевали мы в одном из пастушьих кошей, а с утра за 3,5 часа спустились к концу асфальта, где нас и забрали гостеприимные Цандрипшские водители.

Итак. Пещера пройдена до -1354м. То есть до моря осталось меньше километра по высоте. Стоят два стационарных подземных лагеря. Пещера не закрыла пока для нас проход в свои мокрые и холодные глубины. Берём побольше снаряжения и едем снова.

Участники экспедиции:

Автор текста: Павел Демидов

Фотографии: Павел Демидов,

Подземные фотографии: Алексей Барашков

Мысль на тему “Пещера им. Веревкина: Остался километр до моря.

• Максим Алексеенко

Паша,очень интересно читать, пиши еще.